Про бетон люди знают уже 6000 лет. Доподлинно известно, что прообраз материала широко использовался еще в Древнем Риме, но когда Римская империя пала, об этом материале забыли на тысячу лет. Бетон на основе вяжущего вещества, в качестве которого выступает цемент, известен примерно с середины 19 столетия.

Под бетоном понимают неприродный стройматериал, состоящий из связывающего компонента – , мелких и крупных заполнителей и воды. Все ингредиенты смешивают в строго определенных пропорциях для получения материала с необходимыми характеристиками. Очень часто для изменения качеств материала в его состав замешивают разные добавки.

Изготовление бетона

Основу смеси изготавливают из воды и цемента – основных связующих компонентов бетона. Соотношение этих двух компонентов, которое обозначают «В/Ц» – самая важная характеристика этого материала. Чем меньше значение соотношения В/Ц, тем прочнее будет бетон.

  1. Первый прототип строительной смеси появился примерно 6000 лет назад . На берегу Дуная археологи нашли древнее селение каменного века, в одном из жилищ которого из бетонной смеси был изготовлен пол шириной 25 см.
  2. Строительные материалы широко применялись уже в античные времена. Многие сооружения древнего Рима построены с использованием железобетонных изделий и некоторые из них смогли простоять до наших дней. Некоторые научные теории сходятся в том, что знаменитые пирамиды Египта также строились из бетонных смесей.
  3. Народы юго-восточной Азии очень быстро освоили и стали применять цемент, намного раньше других цивилизаций. Самое знаменитое строение Китая — Великая Китайская стена возведена с использованием этого строительного материала. Начали ее строить в начале 3-го столетия до н.э.
  4. В южной Австрии, вблизи города Клагенфурта был найден археологами отопительный канал . Дата его постройки — начало нашей эры, 15-й год . В бетонном перекрытии свода этого канала была обнаружена металлическая арматура в виде полос железа шириной 3 см и толщиной около 5 мм.
  5. С середины двадцатых годов девятнадцатого века начинает активно развиваться всевозможная вибрационная техника. С помощью вибраторов стало возможным получать более концентрированные смеси с небольшим количеством воды. Это был значительный прорыв в производстве бетона, потому что хорошо уплотненный строительный состав после вибратора имеет более высокую прочность, морозостойкость и устойчивость к агрессивной среде, чем литой бетон или трамбованный.
  6. Томас Эдисон был первым, кто согласился жить в доме, построенного из железобетона.
  7. Из-за цвета, бетон отражает на 30-50 процентов больше света, чем асфальт. Это снижает температуру в крупных городах до 7%.
  8. Пробег тяжелых грузовиков на 20% больше, если они ездят по бетону, чем по асфальту.
  9. Более 55 000 миль шоссе покрыто бетоном в Соединенных Штатах.
  10. В настоящее время Китай потребляет 40% производства цемента в мире!
  11. Дерево и бетон — враги! Бетон является чрезвычайно едким и, следовательно, он пагубно влияет на дерево и в конечном итоге может уничтожить его.
  12. Изготавливается около 6 млрд. кубометров бетона каждый год, что соответствует 1м³ на каждого жителя Земли.
  13. Кто-нибудь из вас видел бетонный корабль ? Таких кораблей было построено не много, всего 24 и строились они на небольшой срок для оказания срочной помощи в военное время. Все бетонные корабли были названы в честь великих ученых тех времен. Никто не думал, что они окажутся такими долговечными. Их строили из бетона, так как в те годы сталь была на вес золота. Длина некоторых из них достигает более 100 метров, а вес более 4000 тонн.

Если вы находитесь в населенном пункте, то бетон будет вас окружать практически везде и во всем. Бетон является , и многим кажется, что в нем нет ничего интересного. Вы можете думать, что знаете о нем все, но мы постараемся доказать, что в мире бетона существуют свои любопытные факты и «интересности», которые вам не были известны.

  • Многие люди, не связанные со строительством, ошибочно считают, что автобетоносмеситель, автоцементовоз и являются синонимами названия спецтехники, которая перевозит бетонный раствор. И только специалисты знают, что это три совершенно разные машины. – это автомобиль, который перевозит цемент, то есть не смесь, а порошкообразный ингредиент бетона.

Бетоносмеситель – это автомобиль, у которого на шасси установлен большой крутящийся барабан со шнеком внутри, и перевозит он готовый раствор бетона.

А вот бетононасос – это машина, которая оснащена специальными рукавами подачи бетона и ее функцией является именно подача, а не транспортировка.

  • Готовый бетонный раствор, который заливается в бетоносмеситель на заводе, имеет очень ограниченный «срок годности». От момента его загрузки в барабан до момента его выгрузки на стройплощадке должно пройти не более 90 минут (некоторые производители считают, что не более 60 минут). Если бетоносмеситель застрянет в пробке или где-то задержится в дороге, раствор, находящийся у него внутри, затвердеет и придет в негодность. Так что, в следующий раз, увидев на дороге такую машину, подумайте о том, что ее водитель должен очень быстро доставить свой груз в место назначения.
  • Шнек, который находится в автобетоносмесителе в барабане, крутится в одном направлении для его смешивания, и в другом – для его выгрузки.

  • В мире строительства существует такое понятие, как «омоложение» бетона, которое на самом деле является простым разбавлением бетонного раствора водой. Этот процесс вреден для качества смеси, но к нему иногда прибегают недобросовестные работники, желающие продлить «срок жизни раствора» или получить его на выходе в большем количестве. В итоге бетонный раствор разбавляется и плохо отвердевает. Или после отвердения в нем образуются пористые полости, которые впоследствии выкрашиваются. Таким образом, «омоложение» для бетона является негативной процедурой и приводит к ухудшению его качества.
  • Цемент – главный связующий ингредиент бетона, можно найти и в природе. В то время как мы склонны считать, что он является изобретенным человеком, рукотворным веществом, существует такое понятие, как «природные цементы». К примеру, вавилоняне и ассирийцы использовали в виде цемента битум, на который и крепили обожженные кирпичи и алебастровые плиты. А в Египте каменные блоки скреплялись раствором, который состоял из песка и обожженного гипса. А вот греки использовали в виде цемента перетертый природный туф (застывшую вулканическую лаву) с острова Тера. Смешивая его с известью и водой, они получали аналог бетона.
  • Римский Пантеон (построенный во втором веке нашей эры) является одной из самых больших и старых бетонных конструкций в мире.

Если вам повезет, и вы сможете его увидеть собственными глазами, то поймете, что эта бетонная конструкция является и одной из самых прочных, ведь она стоит и поныне, невзирая на свой возраст в 19 веков (1900 лет). В Риме до сих пор живы и 2000-летние бетонные мосты, которые и по сей день эксплуатируют.

  • Известный нам современный бетон был изобретен Джозефом Аспдином в 1824 году. А вот первый автомобильный бетоносмеситель изобрел и запатентовал американец армянского происхождения Стефан Степанян в 1916 году.

Но эта конструкция была очень громоздкой и медленной, поэтому не получила широкого применения. «Удачным» бетоносмеситель стал только после изобретения грузовых автомобилей и двигателей внутреннего сгорания.

  • Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон, которого считают «родителем» всем известной лампочки (не электричества) был очень увлечен бетоном, и подал 49 различных патентов, связанных с ним. Он запатентовал не только методы строительства жилья из бетона, но и создание мебели.

Эдисон и его проект бетонного здания

К счастью, такая мебель не стала популярной. Представляете, если бы вам пришлось спать на бетонной кровати или сидеть на бетонном стуле в офисе?

  • В мире существуют компании, которые выпускают ароматизированный бетон с различными отдушками. И если вы хотите, чтобы ваше бетонное здание постоянно было наполнено ароматом, то можете выбрать для строительства бетон с запахом лаванды, жевательной резинки или цитрусовых.

На нашей доске объявлений вы можете найти множество предложений об: ,

Без бетона не обходится ни одна серьёзная стройка. О раннем бетоне известно, что ему уже около 6 тысяч лет. Еще древние поселенцы каменного века изготавливали пол из бетона, толщина которого составляла 35 см. Об этом свидетельствуют археологические раскопки.

  • Хотя возраст бетона достигает уже не одно тысячелетие, наибольшее для древнего мира распространение этот материал получил в античную эпоху – свои постройки из него возводили эллины и римляне.
  • Большинство учёных полагают, что племена майя, обитавшие на территории современной Южной Америки, также использовали в своих архитектурных сооружениях данную смесь.
  • По результатам исследований молекулярной структуры пирамид древних египтян стало известно, что они применяли в своих строениях своеобразный бетон. Специалисты до сих пор ведут жаркие споры по этому вопросу.
  • В 3600 году до нашей эры из бетона были возведены галереи древнеегипетского лабиринта.

Великая Китайская стена состоит, в основном, из бетона. Поражает размах строительства древних мастеров. Чтобы скреплять каменные блоки, древние специалисты нагревали клейкую рисовую муку с известью. Такой рецепт приготовления чем-то напоминает ныне известный нам цемент.

Вы спросите, что может быть общего между бетоном и Че Геварой? Дело в том, что в Сан Диего пришвартован корабль «Сан Паскаль», который полностью выполнен из бетона. Длина корабля составляет 131 м. Че Гевара использовал его в 20-х годах прошлого века во время революции – для содержания пленных. Данное судно проектировалось как нефтяной танкер, но впоследствии стало отелем, затем складом и, наконец, наблюдательным пунктом. В 1990 году этот корабль приобрёл статус гостиницы. Потом его стали позиционировать как комфортабельный корабль с рестораном и баром. Попасть в такое заведение можно было только на лодке. Сейчас этот удивительный корабль заброшен, но в его трюмах до сих пор хранится сахар, запах которого слышен издалека.